Театральная шляпка

Кто из нас хоть раз в жизни не бывал в театре? Это особое царство, со своей особой атмосферой и правилами. Мы благоговеем, мы робеем в этом храме искусства, культуры и философии. Мы готовимся к его посещению (к сожалению, не все).

С давних времен сохранились театральные традиции и правила поведения в театре. Многие из них даже совсем не изменились. Например, так же неприлично считается заходить в театр после звонка или свистеть и топать ногами.

Но до сих пор многим непонятно, как одеваться в театр. Многие даже слышали, что якобы положено надевать театральную шляпку. Так ли это? Я провела небольшое исследование, чтобы узнать: театральная шляпка — правда или миф?

Первоначально театр был достоянием королей и знатных вельмож: специальные слуги-актеры (в России — крепостные) разыгрывали спектакли для скучающей публики. Позднее театры стали общественными, но простые люди туда так же не допускались. Да и дамы тоже: считалось неприличным, если женщина посещала театр.

Но со временем поменялось: театр стал местом общественной жизни, где собирался высший свет, где можно было пообщаться, посмотреть на других и себя показать. Правда, тут были свои ограничения: дамы могли появляться только в ложе, вместе с мужем или компаньонкой. Как на любое светское мероприятие, дамы должны были соответственно одеваться: почти как на бал, но с определенными послаблениями. Наряд дамы должен был показывать ее положение в обществе, но необязательно, например, замужем ли она. Все равно посторонние в театре ухаживать не станут )

К середине 19 века театр могли посещать все желающие, имеющие возможность взять билет. Самые дешевые билеты были в партер — места за креслами, где надо было смотреть спектакль стоя. Говорят, Пушкин был большой любитель толкаться в партере со своими друзьями — но бежал к креслам на первый же зов их обладателей.

Социальные различия между владельцами лож (на них брали абонементы на сезон) и покупателями билетов в партер были очень велики. Следовательно, и требования к одежде сильно различались. Дамам в партере позволялось приходить в платье и шляпке для городских прогулок. Дамы в ложах должны были быть с декольте и голыми руками (пожилые — с кружевными накидками), шляпки не позволялись — можно было украсить прическу бриллиантами, цветами или лентами. Декольте были непозволительны без украшений — поэтому у Пушкина в Онегине «ложи блещут». В своде правил театрального этикета указано, что женщина не должна надевать высокую шляпку или пышные перья, а джентльменам разрешалось вежливо попросить даму снять головной убор, если он мешал сидящим сзади.

Чем ближе к концу 19 века — тем более перемешивались сословия в театре, он стал настоящей ареной политических изменений. Там не только смотрели балет или оперу, но и обсуждали литературу, политические течения и последние новости.

После революции театр объявили народным и пытались использовать в качестве способа народного просвещения. Конечно же, никаких бриллиантов и шляпок. В те времена такую роскошь даже найти нельзя было, не то что надеть. Кумачовые косынки или фуражки — максимум красоты, что можно было увидеть на представительницах рабочего класса.

Пименов Юрий Иванович. Работницы Уралмаша в ложе. 1934

Эпоха НЭПа вернула советским женщинам некоторую возможность наряжаться (особенно обеспеченным представительницам новой буржуазии). Но увы, мехов и бриллиантов было не достать, поэтому высшим шиком считались комплекты одежды из одной ткани или хотя бы одного цвета: платье, шляпка, перчатки, сумочка. Я думаю, именно в это время заложилась традиция театральных шляп: куда же еще можно было нарядиться, как не в театр?

Надо отдать должное советским женщинам первой половины 20 века: практически каждая умела шить, вышивать и делать украшения из ничего. Многим из них это спасло жизнь во время и после войны. Недавно прочитала историю Юнны Мориц, как они с мамой делали искусственные цветы из старых больничных простыней, застиранных до почти прозрачного состояния. Художественная артель присылала им куски ткани, баночки краски и клея, а мама Юнны Мориц превращала их в цветы, почти неотличимые от живых. Они разве что не вяли… И эти цветы потом носили европейские модницы на своих шляпках и пальто.

В послевоенные годы советских женщин баловали трофейные наряды и шляпки. Они узнали о модных тенденциях, увидели всю эту красоту своими глазами. И пусть о назначении некоторых вещей они догадывались неправильно, но общий вкус у них сформировался. Платья с тонкой талией и пышной юбкой, шляпки-менингитки и маленькие сумочки распространились по всему Советскому Союзу.

Со временем шляпки вышли из моды, появилось и распространилось домашнее телевидение. Посещение театров уже не было таким популярным занятием — кино интереснее. Застолье стало основным способом проведения праздников. Театральный этикет в общей массе был утерян (как и этикет вообще). Рабочему человеку не до тонкостей. Девяностые годы эти тенденции закрепили, а главным украшением в это время была норковая шапка. Думаю, в театре ее тоже не снимали.

Упоминание о необходимости надевать в театр шляпку я так и не нашла. Скорее всего, традиция надевать шляпку в театр существовала только как часть общей моды 40х и 50х: что даме в общественном месте находиться без шляпки неприлично. В наше же время позволительно приходить в театр даже в джинсах. На дам в платьях и шляпках смотрят, как на белых ворон. Но все равно: театр — это общественное место, где еще сохраняется культура и эстетика, и я предпочту пойти туда в элегантном платье, туфлях, с маленькой театральной сумочкой моей бабушки и в маленькой театральной шляпке. И пусть актеры увидят моё к ним уважение и отношение к их непростой работе.

В Новой Опере

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Театральная шляпка: 1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *