Шляпная мода викторианской эпохи

шляпы викторианской эпохи

В викторианскую эпоху этикет все еще требовал, чтобы женщины прикрывали свои волосы. Истоки этого закона нужно искать в древних верованиях о том, что женские волосы обладают колдовской силой. Я думаю, вся сила была в том, что распущенные волосы будили в мужчинах эротические желания.

Исключение было для балов – но там сам Бог велел флиртовать и нравиться. Так что прически украшались перьями (так называемые эспри – веера из перьев), венки из цветов, наколки из кружева и лент, гребни и шпильки, фероньерки (бусы для прически, спадающие на лоб).

модные шляпки 19 век

Основное разделение головных уборов – на чепцы и капоры, и непосредственно шляпы.

В год восшествия Королевы Виктории на престол, в моде были капоры из соломы или шелка и бархата на жесткой основе. Самыми изысканными и дорогими были соломенные шляпки из Ливорно – города в Тоскани, Италия. Также делали капоры на каркасе из тростника и проволоки. Они завязывались лентами под подбородком. Основной отделкой были ленты, небольшое количество перьев или цветов. Особое внимание уделяли отделке с внутренней стороны, которая обрамляла лицо. Это вполне логично, ведь любой порядочный джентльмен будет смотреть в лицо даме, а не пялиться на ее низкое декольте. Также обязательным элементом вплоть до 60х годов был баволе – своеобразная «занавесочка» для задней части шеи – для защиты от солнца и пыли. Форма капоров менялась на протяжении десятилетий. Менялось и сочетание материалов. Соломенные капоры были не только сплошного плетения, но и в виде лент-косичек, которые перемежались такими же косичками из конского волоса (тот саамы кринолин). Использовались обручи из тростника, эластичные щепки косички из дерева. Кстати, в советское время существовала Горьковская артель, которая делала шляпы из стружек.

Но эти шляпы были уличными. Все остальное время дамы носили чепцы. Вставая с постели, они надевали утренний чепец. В полдень чепец менялся вместе с платьем на более нарядный. На прогулку надевались капоры или чепцы для прогулки. Во время визитов дамы украшались популярными в то время тюрбанами или беретами. Если учесть, что за день дама могла переодеваться до 7 раз, сколько же у нее должно было быть головных уборов!

Чепцы могли разрастаться до невиданных размеров. Они украшались лентами, оборками, кружевом, и некоторые напоминали целую клумбу вокруг головы. Женщина, носившая чепец, считалась априори порядочной. Как говорила Элизабет Гаскелл в романе «Крэнфорд»: «Если голова была спрятана под щегольским новым чепцом, наших дам, как и страусов, не заботила судьба их тела». Мода на чепцы держалась довольно долго, но к 1880 годам их носили только старушки и вдовы.

Ранневикторианский период закончился в 1857 году, когда англичанин Чарлз Уорт отправился в Париж дабы основать первый французский дом моды и навсегда изменить историю европейского платья. Этот период ознаменован несколькими ключевыми событиями: изобретением швейной машинки, появлением искусственных красителей и смертью принца-консорта Альберта.

Из-за швейной машинки мода стала меняться все быстрее. А общество, горячо любившее свою королеву, надолго погрузилось в траур. Впрочем, дамы быстро заметили, как привлекательно выглядят в черном и в печали, и научились извлекать из этого выгоду.

До 57 года шляпы считались аксессуаром для прогулок у моря или работы в саду. Но, начиная с этого года, шляпы стали модными среди молодых женщин, и скоро полностью заменили капоры и чепцы – исключая самые формальные случаи. Изначальный фасон – шляпа с довольно плоской тульей и широкими волнистыми полями – как раз шляпа для прогулок у моря.

Летняя соломенная шляпка

В 1960х годах отмечают три основных фасона шляп. Первоначально их носили дети, но женщины любят все милое.

Первый – шляпа с овальной тульей и поднятыми по бокам полями.

Второй – круглая тулья и поля, поднятые сзади.

Третий – шляпка, похожая на колокольчик.

Затем к этим шляпкам присоединились матросская шляпа, шляпка с узкими плоскими полями и высокой тульей, и тирольская шляпа.

В 1860е стали использовать фетр для изготовления женских шляп.

Фасоны и отделка шляп менялись вместе с платьями и прическами. Чем больше становилось платье – тем меньше шляпка и тем больше украшений на ней. К тому же появились парасоли, так что потребность в широких полях отпала. К середине 1860-х годов шляпка была не более чем легкой оболочкой из конского волоса или крепа, высоко на затылке—”уже не шляпки, а бляшки из кружева, отделанные мельчайшими цветами” (Ladies’ Treasury, 1866). К 1870 году шляп как таковых уже не осталось – это скорее были простые украшения для головы из кружев и лент. Они крепились на макушке или сползали на лоб, а держались за счет лент, которые завязывались под пышными высокими шиньонами. В течение десятилетия положение шляпы на голове менялось: она сползала назад, высокая тулья становилась все более низкой. Ближе к концу 70х популярными стали токи с высокой тульей, которые носили высоко на голове.

В 1880е самой популярной была шляпа Гейнсборо – ее можно назвать классической: круглая или овальная тулья, плотно надеваемая на голову, и широкие поля, поднятые с одной стороны. Такая шляпа обильно украшалась лентами и плюмажами из страусиных перьев. Несколько лет была популярна шляпа, похожая на перевернутый цветочный горшок.

Для верховой езды дамы использовали цилиндр, который позаимствовали у мужчин. Для защиты от дорожной пыли на цилиндр крепились шелковые шарфы и вуали. Для занятия спортом с 80х годов использовали канотье из жесткой соломы. С 1887 эту шляпу носили миллионы, а с 1890 она стала неотъемлемым элементом повседневной одежды.

Декор шляп в 80-90 годы стал совершенно неописуем. Во-первых, считалось, что цветы не являются модными, если не выглядят так, будто их только что собрали в саду и небрежно связали. Да что птицы! Модницы украшали шляпки и платья чучелами кошек и обезьян, хотя, как можно судить по отзыву в «Журнале юных леди» (The Young Ladies’ Journal), англичанки хотели откреститься от подобной жестокости: «Чтобы хорошо одеваться, не следует потакать капризам моды и украшать шляпки кошачьими головами, маленькими обезьянками и большими попугаями, как парижские дамы».

Особую любовь англичанки питали к цветам из подручных материалов — ткани, бумаги, воска, раковин, перьев. Интерес к искусственным цветам зародился еще в XVIII столетии, когда замечательная художница Мэри Делани (1700–1788) начала делать бумажные коллажи, которые точь-в-точь напоминали гербарии. Викторианки подхватили дело миссис Делани и довели его до идеала, а может, и до абсурда. Чего стоят хотя бы пышные букеты из перьев, которым придавали форму гвоздик, роз, незабудок! Поскольку смахивать пыль с этих творений было не под силу самой добросовестной горничной, их выставляли под стеклянными колпаками на столиках или каминных полках.

Uglies -«Уроды» — другая, менее декоративная, защита от солнца, использовалась в 1840-х и 1850-х гг. Это был узкий «абажур», четыре полукольца тростника, с шелком, обычно синим, собранным над ними так, чтобы он складывался в одно полукольцо.  Его носили на передней части капота, два конца соединяя вместе под подбородком. Он был известен как ”уродливый» и был замечен главным образом на побережье, где он был забавной миниатюрой капюшонов, которые были прикреплены к купальным кабинкам, чтобы скрыть вход купальщиков в воду.

Шляпка для купания
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *