
Шляпная мода викторианской эпохи
В викторианскую эпоху этикет все еще требовал, чтобы женщины прикрывали свои волосы. Истоки этого закона нужно искать в древних верованиях о том, что женские волосы обладают колдовской силой. Я думаю, вся сила была в том, что распущенные волосы будили в мужчинах эротические желания.
Исключение было для балов – но там сам Бог велел флиртовать и нравиться. Так что прически украшались перьями (так называемые эспри – веера из перьев), венки из цветов, наколки из кружева и лент, гребни и шпильки, фероньерки (бусы для прически, спадающие на лоб).

Основное разделение головных уборов – на чепцы и капоры, и непосредственно шляпы.
В год восшествия Королевы Виктории на престол, в моде были капоры из соломы или шелка и бархата на жесткой основе. Самыми изысканными и дорогими были соломенные шляпки из Ливорно – города в Тоскани, Италия. Также делали капоры на каркасе из тростника и проволоки. Они завязывались лентами под подбородком. Основной отделкой были ленты, небольшое количество перьев или цветов. Особое внимание уделяли отделке с внутренней стороны, которая обрамляла лицо. Это вполне логично, ведь любой порядочный джентльмен будет смотреть в лицо даме, а не пялиться на ее низкое декольте. Также обязательным элементом вплоть до 60х годов был баволе – своеобразная «занавесочка» для задней части шеи – для защиты от солнца и пыли. Форма капоров менялась на протяжении десятилетий. Менялось и сочетание материалов. Соломенные капоры были не только сплошного плетения, но и в виде лент-косичек, которые перемежались такими же косичками из конского волоса (тот саамы кринолин). Использовались обручи из тростника, эластичные щепки косички из дерева. Кстати, в советское время существовала Горьковская артель, которая делала шляпы из стружек.
Капор 1830 года Модные капоры 1838 года Модные капоры 1855 года Модные капоры 1845 года
Но эти шляпы были уличными. Все остальное время дамы носили чепцы. Вставая с постели, они надевали утренний чепец. В полдень чепец менялся вместе с платьем на более нарядный. На прогулку надевались капоры или чепцы для прогулки. Во время визитов дамы украшались популярными в то время тюрбанами или беретами. Если учесть, что за день дама могла переодеваться до 7 раз, сколько же у нее должно было быть головных уборов!
Portrait Of The Honourable Sophia Upton
Чепцы могли разрастаться до невиданных размеров. Они украшались лентами, оборками, кружевом, и некоторые напоминали целую клумбу вокруг головы. Женщина, носившая чепец, считалась априори порядочной. Как говорила Элизабет Гаскелл в романе «Крэнфорд»: «Если голова была спрятана под щегольским новым чепцом, наших дам, как и страусов, не заботила судьба их тела». Мода на чепцы держалась довольно долго, но к 1880 годам их носили только старушки и вдовы.
Ранневикторианский период закончился в 1857 году, когда англичанин Чарлз Уорт отправился в Париж дабы основать первый французский дом моды и навсегда изменить историю европейского платья. Этот период ознаменован несколькими ключевыми событиями: изобретением швейной машинки, появлением искусственных красителей и смертью принца-консорта Альберта.
Из-за швейной машинки мода стала меняться все быстрее. А общество, горячо любившее свою королеву, надолго погрузилось в траур. Впрочем, дамы быстро заметили, как привлекательно выглядят в черном и в печали, и научились извлекать из этого выгоду.
До 57 года шляпы считались аксессуаром для прогулок у моря или работы в саду. Но, начиная с этого года, шляпы стали модными среди молодых женщин, и скоро полностью заменили капоры и чепцы – исключая самые формальные случаи. Изначальный фасон – шляпа с довольно плоской тульей и широкими волнистыми полями – как раз шляпа для прогулок у моря.

В 1960х годах отмечают три основных фасона шляп. Первоначально их носили дети, но женщины любят все милое.
Первый – шляпа с овальной тульей и поднятыми по бокам полями.
Второй – круглая тулья и поля, поднятые сзади.
Третий – шляпка, похожая на колокольчик.
Затем к этим шляпкам присоединились матросская шляпа, шляпка с узкими плоскими полями и высокой тульей, и тирольская шляпа.
В 1860е стали использовать фетр для изготовления женских шляп.
Фасоны и отделка шляп менялись вместе с платьями и прическами. Чем больше становилось платье – тем меньше шляпка и тем больше украшений на ней. К тому же появились парасоли, так что потребность в широких полях отпала. К середине 1860-х годов шляпка была не более чем легкой оболочкой из конского волоса или крепа, высоко на затылке—”уже не шляпки, а бляшки из кружева, отделанные мельчайшими цветами” (Ladies’ Treasury, 1866). К 1870 году шляп как таковых уже не осталось – это скорее были простые украшения для головы из кружев и лент. Они крепились на макушке или сползали на лоб, а держались за счет лент, которые завязывались под пышными высокими шиньонами. В течение десятилетия положение шляпы на голове менялось: она сползала назад, высокая тулья становилась все более низкой. Ближе к концу 70х популярными стали токи с высокой тульей, которые носили высоко на голове.
Шляпки 1869 года Шляпки 1870 года Шляпки 1873 года Шляпки 1874 года Шляпки 1878 года
В 1880е самой популярной была шляпа Гейнсборо – ее можно назвать классической: круглая или овальная тулья, плотно надеваемая на голову, и широкие поля, поднятые с одной стороны. Такая шляпа обильно украшалась лентами и плюмажами из страусиных перьев. Несколько лет была популярна шляпа, похожая на перевернутый цветочный горшок.
Шляпки 1887 года
Для верховой езды дамы использовали цилиндр, который позаимствовали у мужчин. Для защиты от дорожной пыли на цилиндр крепились шелковые шарфы и вуали. Для занятия спортом с 80х годов использовали канотье из жесткой соломы. С 1887 эту шляпу носили миллионы, а с 1890 она стала неотъемлемым элементом повседневной одежды.
Цилиндр для верховой езды
Декор шляп в 80-90 годы стал совершенно неописуем. Во-первых, считалось, что цветы не являются модными, если не выглядят так, будто их только что собрали в саду и небрежно связали. Да что птицы! Модницы украшали шляпки и платья чучелами кошек и обезьян, хотя, как можно судить по отзыву в «Журнале юных леди» (The Young Ladies’ Journal), англичанки хотели откреститься от подобной жестокости: «Чтобы хорошо одеваться, не следует потакать капризам моды и украшать шляпки кошачьими головами, маленькими обезьянками и большими попугаями, как парижские дамы».
Шляпа с чучелом белки Шляпа с чучелом кошки
Особую любовь англичанки питали к цветам из подручных материалов — ткани, бумаги, воска, раковин, перьев. Интерес к искусственным цветам зародился еще в XVIII столетии, когда замечательная художница Мэри Делани (1700–1788) начала делать бумажные коллажи, которые точь-в-точь напоминали гербарии. Викторианки подхватили дело миссис Делани и довели его до идеала, а может, и до абсурда. Чего стоят хотя бы пышные букеты из перьев, которым придавали форму гвоздик, роз, незабудок! Поскольку смахивать пыль с этих творений было не под силу самой добросовестной горничной, их выставляли под стеклянными колпаками на столиках или каминных полках.
Шляпки 1890 годов Шляпки 1898 года Фасоны 1890-х Фасон 1895
Uglies -«Уроды» — другая, менее декоративная, защита от солнца, использовалась в 1840-х и 1850-х гг. Это был узкий «абажур», четыре полукольца тростника, с шелком, обычно синим, собранным над ними так, чтобы он складывался в одно полукольцо. Его носили на передней части капота, два конца соединяя вместе под подбородком. Он был известен как ”уродливый» и был замечен главным образом на побережье, где он был забавной миниатюрой капюшонов, которые были прикреплены к купальным кабинкам, чтобы скрыть вход купальщиков в воду.
